Культура

Новая потеря Третьяковки: увозят «Московский дворик» Поленова

Жителей Калининграда ждет поистине беспрецедентное событие. Третьяковская галерея, несмотря на все свои нынешние беды, пошла на смелый шаг: знаменитая картина Василия Поленова «Московский дворик», десятки лет не покидавшая музейных стен, будет в скором времени выставлена в Кафедральном соборе на острове Канта в рамках органного фестиваля Веры Таривердиевой. С подробностями — корреспондент «МК» из Калининграда.

Картина «Московский дворик» В. Поленова.

Знатокам музыки Веру Таривердиеву представлять не надо — в память о своем знаменитом муже, композиторе Микаэле Леоновиче она основала органный конкурс, финал которого традиционно проходит на калининградской земле в сентябре (следующий, одиннадцатый состоится в 2019 году). Именно в это время конкурсанты, дошедшие до третьего тура, исполняют знаменитую органную симфонию Микаэла Таривердиева «Чернобыль».

А в «межконкурсный период» органная жизнь Калининграда тоже не дремлет, и вот сейчас, в рамках фестиваля «Орган+» Вера замыслила «Выставку одной картины» — это первый подобный проект Третьяковской галереи.

— История действительно беспрецедентная, — говорит Вера Таривердиева, — насколько я знаю, никогда Третьяковская галерея не устраивала выставку одной картины.

— Изначально это была ваша идея?

— Да. Хотела поставить большую картину на сцену Кафедрального собора. Зритель слушает музыку, зритель смотрит картину… Я поделилась этой идеей с Зельфирой Трегуловой, директором Третьяковской галереи. Она её приняла. Но весь процесс, как вы понимаете, был очень непростой.

…А далее получилось следующее: в Калининград приехала главный хранитель Третьяковки, на месте изучила обстановку, оценила саму возможность выставления картины, наличие климат-контроля и массу других параметров. В итоге, Третьяковка дала окончательное согласие. Но тут же возник вопрос — как перевести шедевр на островную часть Российской Федерации?

— Есть два пути: самолет или наземный транспорт, — продолжает Вера Таривердиева, — то есть нужно было нанимать автомобиль, пересечь две границы, целая эпопея, как кино, как Голливуд. Поэтому решили перевести картину самолетом. К сожалению, в Калининград не летают те самолеты, в которые могут входить большие полотна, поэтому Третьяковка предложила взять несколько маленьких картин. Но моя-то идея заключалась в том, чтобы сделать выставку именно одной картины. Только на ней должно быть сосредоточено всё внимание. Хотелось, чтобы единый сюжет — визуально и по звуку — объединял всю программу фестиваля. Поэтому я отказалась от такого решения, и настояла на одной картине, пусть небольшой, но очень известной.

…Долго совещались эксперты, какую картину выбрать. И когда Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи, позвонила Вере и смущенно сказала, что выбор пал на картину Поленова «Московский дворик», г-жа Таривердиева была приятно удивлена и обрадована.

— Эту картину я видела почти ежедневно на протяжении всех своих детских лет, с рождения до того, пока не покинула дом. «Дворик» не выезжал из Третьяковки около семидесяти лет. Для нас это огромная удача! Василий Поленов ровно лег на ту программу, которая будет представлена во время выставки в Кафедральном соборе. Все мы помним, что «Московский дворик» — это зеленая лужайка, церковь, такое ощущение, что слышится звон колоколов. И не забывайте еще такого момента: люди из Калининграда, к сожалению, чаще ездят на выставки в Литву, нежели в Москву, так что появление здесь кусочка Третьяковки — это совершенно особая вещь.

Картина есть, теперь о музыкальной начинке. На открытии фестиваля будет впервые исполнены «Картинки с выставки» Мусоргского в переложении для органа и оркестра русских народных инструментов. Далее пройдет концерт Московского камерного хора во главе с Владимиром Мининым. Наконец, меломана ждет абсолютно новый проект под названием «Перекличка птиц»: выступят такие знаковые музыканты, как главный органист Парижского собора Св. Евстахия Батист-Флористан Марль-Уврар и потрясающий балалаечник Денис Пенюгин («Перекличка птиц» — это название пьесы Рамо, с которой откроется вечер, чтобы затем перейти к блистательным совместным импровизациям).

Так что «Дворик» Поленова подсказал новые формы взаимодействия со зрителем, в чем вы очень скоро убедитесь.

Источник

Показать более

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 6 =


Яндекс.Метрика
Close